Что такое маркетплейс
Вы узнаете, что является одной из самых быстрорастущих и прибыльных форм торговли в сети. Давайте поговорим о рынках: что это такое, как они работают, почему они так популярны и стоит ли к ним приспосабливаться.
Содержание статьи:
Как работают маркетплейсы
MarketPlais (дословно переводится как «торговое место») — это платформа для торговцев, мускулатуры, арендодателей и производителей, помогающая им найти нужную платежеспособную аудиторию. Для покупателей маркетплейс также выступает в роли агрегатора, собирая всех продавцов (бренды, компании и индивидуальных предпринимателей) на единой базе. Здесь представлено что-то в духе цифровых ярмарок, с едиными способами оплаты, присутствует удобная доставка до маркетплейсов и повышенной безопасностью.
Создатель маркетплейса также следит за обслуживанием продавцов, увеличивает и изменяет их количество, а иногда помогает партнерам в распространении товаров/услуг. Наличие одной или нескольких из вышеперечисленных опций зависит от специфики конкретной площадки, ее направленности и целевой аудитории.
Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина? Два ключевых фактора
Они действительно похожи. Но как это выглядит для покупателя? Он заходит на сайт, видит там список товаров, добавляет все понравившееся в корзину, вводит свои платежные данные, указывает адрес доставки и ждет, когда ему привезут наведенные порядок гаджеты/одежду/еду. В случае с интернет-магазинами — это простой алгоритм, который неотличим от того, что происходит на самом деле.
Разница более выражена со стороны владельца рынка; есть два основных отличия.
Первое отличие: нет складов и своих товаров
Интернет-магазины часто продают товары, приобретенные у поставщиков. Это означает, что товары, продаваемые на стандартных онлайн-площадках, хранятся у владельца, а дополнительные поставки осуществляются через партнеров.
Во многих случаях у рыночных площадок даже нет склада для товаров. Посмотрите, например, на Amazon. Большинство товаров, продаваемых этой компанией, ей не принадлежат. Это десятки тысяч партнеров, которые выбрали Amazon в качестве торговой площадки.
Такой подход упрощает расширение бизнеса, введение новых категорий товаров и подключение новых партнеров. Однако в то же время возрастает степень ответственности. Торговые площадки не могут проверять каждую единицу товара. Это повышает уровень брака и риск быть обманутым при покупке товаров или услуг. Они могут предоставить сломанные гаджеты или не подать такси в указанное время.
Второе отличие: собственные механизмы оплаты и доставки
Если рынок не отвечает за качество товара, то что он вообще делает? Он берет на себя организацию торговли. Разработчик платформы создает пространство, где бренды могут найти клиентов, а покупатели — товары.
Администрация MarketPlais создает следующие механизмы с обеих сторон
- Веб-сайт и/или приложение, где люди могут заказать услуги или купить желаемый продукт;
- Безопасная и удобная платежная система, которая взимает комиссию с продавца, а не с покупателя;
- Безопасная и удобная система доставки в пункт выдачи или в палату общин (стоимость которой обычно включена в комиссию за оплату).
Эти три аспекта обычно требуют больших инвестиций, что затрудняет работу независимого интернет-магазина, но за счет упрощения выбора, оплаты и доставки крупная торговая площадка становится более техничной и «доступной» с точки зрения удобства пользователей.
Например, Lamoda не является собственником продаваемых товаров, но предлагает покупателям бесплатную доставку одежды и возможность ее примерки и возврата. Классические магазины одежды этим похвастаться не могут.
Некоторые торговые площадки пользуются услугами не служб доставки на дом, а других компаний. Кто-то доставляет товары по почте, а кто-то пользуется услугами ТК. Иногда на них работают курьеры или наемные водители.
Разновидности маркетплейсов
- Сервисы объединяют товары по определенным категориям (только одежда) или по разным категориям (одежда, гаджеты, продукты). К таким сайтам относятся Ramoda, Take, Wildberry, Abit, Goods, Lou, Ozone и eBay;
- Сайты услуг. Причем как одного типа (заказ такси), так и нескольких сразу (фриланс-биржи без четкой ориентации). сервисы для фрилансеров в духе Fl. ru или Upwork, а также CouchSurfing, Airbnb, Uber, Яндекс.Такси, сервисы Delivery Club;
- Сервис для обмена информацией. Это как магазин, но без физической выгоды. По такой модели приобретает музыку знаменитый YouTube (как бренд, так и отдельные исполнители) и Spotify (музыку продают как лейблы, так и отдельные музыканты);
- Инвестиционные биржи, где люди покупают и продают активы различных компаний, а также поддерживают краудфандинговые сервисы. Чаще всего под такими рынками понимаются сайты Kickstarter и Indiegogo.
Помимо четырех тематических групп, рынок дополнительно делится на два признака.
По типу предоставляемых услуг
Вертикальные — к этой категории относятся рынки, которые продают товары из разных источников, но при этом работают только в одной нише. Снова приводится пример Lamoda. У сайта много партнеров-поставщиков. Известные H&M, Native, Converse и даже Gucci предлагают товары на Lamoda, но сам сервис не выходит за рамки продажи одежды.
Горизонтальный — сюда входят сервисы и магазины, которые предлагают различные виды услуг с общим описанием. К ним относятся платформа Etsy, которая помогает мастерам по всей планете продавать свои товары ручной работы, или сервис Upwork, объединяющий фрилансеров из разных стран.
Думаю, из названия понятно, что Global-I — это большая серия региональных мастодонтов, таких как Amazon, eBay, Ozon и Wildberries. Они могут в буквальном смысле заменить ноутбук, автомобиль, все, что человек может купить, что касается еды и игрушек для взрослых. Это может быть как производитель, так и подержанные новые товары.
По типу участников торговли
C2C.
Аббревиатура расшифровывается как customer to customer, или «покупатель к покупателю». Этот тип подразумевает продажу чего-либо или предоставление услуги частным лицом. В нем обычно не участвуют крупные бренды или компании. В рамках этих платформ Avito большинство позиций используется пользователями; аналогичная ситуация с Airbn b-Л Джуди — сдает и снимает жилье другим лицам.
Да, возникает прецедент, когда бренды приходят на Avito или Airbnb, но они все равно составляют меньшую часть пользователей. Кроме того, они часто принимают условия рынка и не ведут своих клиентов оттуда.
B2C.
Аббревиатура расшифровывается как business to customer, или «бизнес-покупатель». Большинство ранее обозначенных компаний попадают в эту категорию; модель B2C справедлива для всех сайтов, где крупные компании или бренды продают товары частным лицам. Это и «Я беру», и та же Ramoda, и наш аналог Amazon по духу, всеми любимый Aliexpress.
B2B.
Business to business, то есть «бизнес для бизнеса». Из названия понятно, что один бренд/производитель взаимодействует с другим брендом/продавцом. Такая модель используется при оптовых закупках.
Плюсы размещения на маркетплейсах
Большой поток транспорта. Аудитория рынка действительно впечатляет. В день через него проходят миллионы пользователей. Достичь таких цифр для собственного интернет-магазина сложно — у Jet много ресурсов для продвижения и разработки технических решений, MarketPlais берет всю пыльную работу на себя. Размещение, и как раз достаточно, чтобы оплатить огромную аудиторию, которая у вас на руках.
Торговля на международных рынках. Чтобы открыть интернет-магазин в другой стране, нужно вложить много денег и потратить много времени. В случае с рынками все просто. Они уже работают в других странах, и все, что вам нужно сделать, это подписать контракт с торговой платформой на вывод товаров за границу и заплатить комиссию.
Никаких технических решений не требуется. Независимо от выбранной вами платформы, у вас уже есть сайт, приложение, платежная система, логистический офис и служба доставки. Есть готовая инфраструктура, но вы можете быть лишь ее частью.
И благодаря MarketPlaces вы можете наткнуться на новую аудиторию. Ведь ваш товар могут заметить те, кто изначально не собирался его покупать, или даже те, кто вообще не знал о его существовании. С созданием собственного сайта такое вряд ли произойдет. Торговые площадки также могут «обнять» вашу аудиторию и заставить ее пожертвовать продуманными маркетинговыми инструментами.
Минусы размещения на маркетплейсах
Высокая конкуренция. Торговые площадки не создают предпочтений в пользу тех, кто является участниками торговли: сотни брендов, занимающихся продажей товаров из одной категории, уживаются вместе. И здесь, в угоду маркетингу, продавец должен взять на себя маркетинговую ответственность. Он должен выводить товар на главную страницу рынка за деньги или осуждать цену.
Зависимость от правил торговой площадки. Вы не можете организовывать продажи по мере необходимости. Вы не можете отказаться от продажи, когда это похоже на торговую площадку. Вы ничего не решаете и фактически не распоряжаетесь товаром.
Отсутствие контакта с клиентами. Люди будут покупать на рынке, а не у вас. Поэтому впечатление от хорошей одежды ассоциируется с Lamoda, а не с брендом, который эту одежду производит. Однако плохое впечатление также ассоциируется с торговой площадкой, а не с поставщиком.
Кому стоит размещаться на маркетплейсах, а кому нет?
Изучив недостатки и положительные стороны платформы, вы, вероятно, уже поняли, нужны ли рынку какие-то советы.
- Определенно стоит попробовать тем, кто хочет быстро раскрутить продажи, без необходимости искать технические компоненты, SEO или других вмешательств. А также для тех, кто не может выйти за пределы Российской Федерации, но хочет предлагать свои услуги в других странах;
- Людям, которые продают товары из категории «люкс», точно не стоит этого делать. Их присутствие на рынке бьет по всей рог гордости и портит имидж. Также не стоит пользоваться услугами таких площадок, если комиссия и затраты на хранение товара не окупаются.
Вместо заключения
MarketPlais — это не панацея для спасения вашего бизнеса, а лишь дополнительный инструмент; не полагайтесь только на один канал продаж и не забывайте о других направлениях. Важно всесторонне развивать свой бизнес и адаптировать его к требованиям вашей компании.